• 012.jpg
  • 043.jpg
  • 020.jpg
  • 005.jpg
  • 008.jpg
  • 003.jpg
  • 014.jpg
  • 034.jpg
  • 019.jpg
  • 013.jpg
  • 018.jpg
  • 002.jpg
  • 009.jpg
  • 044.jpg
  • 045.jpg
  • 007.jpg
  • 037.JPG
  • 036.jpg
  • 029.jpg
  • 006.jpg
  • 015.jpg
  • 041.jpg
  • 010.jpg
  • 042.jpg
  • 017.jpg
  • 001.jpg
  • 035.jpg
  • 033.jpg
  • 004.jpg
  • 028.jpg
  • 032.jpg
  • 038.jpg
  • 027.jpg
  • 016.jpg
  • 040.jpg
Логотип

В Старочеркасском музее хранится большое количество предметов, связанных с периодом Великой Отечественной войны. Они давно стали немыми свидетелями страшных событий, в которые было втянуто наше государство.

В этих предметах сохранена и запечатлена холодная военная эпоха. Война это всегда страшное и жестокое время. Прикасаясь к бытовым предметам, с интересом рассматриваем военные солдатские сапоги. Советские солдаты прошагали в такой обуви не одну сотню фронтовых километров. Дошли и до поверженного Берлина.

Сапоги стали неотделимой частью солдатской форменной одежды Российской империи еще в начале двадцатого века. Основной обувью до этого оставались ботинки с тканевыми обмотками. Изготавливали ботинки из кожи, но острая нехватка этого материала, особенно в военное время, побудила специалистов искать для пошива солдатской обуви искусственные материалы. Таким материалом стала кирза. Благодаря кирзе появляется удлиненная, в отличие от ботинок, обувь – сапоги. Достоинствами сапог стали устойчивость к влаге и долгий срок эксплуатации. Немаловажным было и высота сапог почти 45 см. Благодаря этому нога закрыта почти до колен.

Сапоги – кирзачи стали самой распространенной формой обуви не только для рядовых солдат, но зачастую и для младших офицеров в русской, а позже и в советской армии. Кирзу изготавливали из дешевого, но очень надежного кожзаменителя. Ткань пропитывали определенным составом из смеси парафина, канифоли и обычного яичного желтка. Первым такой состав изготовил генерал - майор русской армии Михаил Поморцев еще в 1903 году. Его изобретение сделало сапоги надежной обувью. Первое испытание такая обувь получили в период войны 1905 года - России и Японии. Но дальше случилось так, что предприниматели не получили от новой обуви большой прибыли и практически утратили интерес к выпуску солдатских сапог. И только в 40-х годах, т.е. перед началом второй мировой войны, в СССР вернулись к пошиву обуви из кирзы.

Дефицит кожаной обуви оставался по-прежнему значительным. Первым к выпуску кирзовой обуви в СССР приступил Кировский завод. В самый короткий срок в нем наладили выпуск кирзового материала. Кроме этого, завод выпускал подошвы и каблуки для армейских сапог, амуницию для конской упряжи и сумки для боеприпасов. По наименованию завода Кировский и сапоги назвали - кирза, кирзачи. Но есть и другие версии в наименовании этого уникального материала. Некоторые предполагают, слово «кирза» получило название от пропитки специальным раствором грубой английской шерсти – кирзи. Но русскому человеку ближе первый вариант.

Сапоги из кирзы были весом около 2 килограммов. Но это значительно легче, чем вес кожаных (яловые). Советские специалисты по распоряжению правительства во главе с главным инженером И.Плотниковым значительно усовершенствовали первоначальную технологию кирзы. В обработке ткани использовали более дешевые материалы: сажу, каучук, химикаты для вулканизации, бензин, формалин. Соединение этих компонентов создавало в рабочих цехах жуткий, специфический запах и губительно сказывались на здоровье рабочих. Особенно страдали руки. Вспомним, на предприятии в военное время, в основном, трудились женщины и подростки. Их руки пропитывались запахом химических растворов, неприятно пахли и были жуткого черного цвета. Ведь практически все основные операции выполнялись вручную и без перчаток и поэтому невозможно защитить себя от действия этих всепроникающих препаратов. Никто не обращал на это внимание. Главным было облегчить участь солдат на фронте и приблизить долгожданную Победу.

 1


 Кирзовые сапоги с портянками. 40-е годы XXв.

Грубую хлопчато - бумажную ткань, сложенную в пять слоев, помещали в ванны и поливали уже приготовленным сложным химическим раствором. Если образовывались наплывы раствора, женщины их срезали ножами. После пропитки ткань пропускали под барабаны, где теснили рисунком под кожу. Кирза практически имитировала кожу. Готовое изделие резали ножом. Брака почти не было. Дорожили каждым сантиметром полученного изделия и требования к качеству было высокое. Все трудились на совесть, помнили, что добротная обувь должна как можно скорее быть изготовлена на заводе и дойти до простого солдата на фронт. Изделия из новой кирзы были дешевыми, легкими и износоустойчивые. Голенища сапог делали из кирзы, а низ из юфтевой кожи. Юфть – это разновидность натуральной кожи шкуры (лошадей, свиней), получаемую путем комбинированного дубления. И поэтому для защиты низ сапога обрабатывали гусиным жиром. Солдаты на фронте использовали доступный деготь. Жировая пропитка помогала сапогам быть долго не промокаемыми. Единственным недостатком было то, что выпускали практически один размер - 44-45. Часто это было проблемой для молодых девушек, которые наравне с мужчинами участвовали в боевых действиях против фашистов. Обычно женщины имели небольшую ножку размером 35 – 37. На складе им выдавали один большой размер. Ходить в них было тяжело, но никто не жаловался.

Сапоги из кирзы были по достоинству оценены советскими солдатами. Первое испытание улучшенной технологии в изготовлении кирзовых сапог, прошло в советско-финскую войну, а в Великую Отечественную войну стали практичной обувью. Прочности сапогам добавляло гвоздевое крепление сапог с подошвой. В период военного времени Кировский завод выпустил почти 9 млн. пар солдатской обуви. И даже вернувшись после Победы над Германией домой, демобилизованные солдаты использовали кирзовые сапоги как повседневную рабочую обувь. Особо высоко они ценились в сельскохозяйственных работах, где надежно сохраняли ноги от весеннего и осеннего ненастья. Смело использовались они для охоты и рыбалки.

Кирзовые сапоги носили вместе с портянками. Портянками называли прямоугольное полотнище размером 40 см х 90 см. Портянки были летние и зимние. Летние изготавливали из легкой хлопчато – бумажной ткани. В холодную пору портянки шили из фланели и байки. Ногу плотно обматывали тканью, которая вначале применялась как обмотка к невысоким ботинкам. Ботинки заменили сапогами, а портянки стали использовать в высоких сапогах как внутренний утеплитель. Даже появление носков не вытеснило ткань из употребления. Правильно выполненная обмотка портянок обеспечивала теплом ногу и не натирала кровавые мозоли.

Сапоги солдаты приспособили как хранилище для ложки. Ложка в походе очень необходимый предмет. Как правило, солдатские ложки изготавливали на заводе из легкого и одновременно прочного материала – алюминии. На них иногда процарапывали свои инициалы. Но в случае необходимости каждый солдат мог сделать ложку самостоятельно из дерева. Выбирали мягкую древесину и простым обычным ножом вырезали форму, зачищали ножом шероховатости. Главным в конструкции ложки был черпачок, который, как правило, рассчитан на один глоток пищи. Именно его тщательно зачищали. Для удобного использования черпачок был круглой или вытянутой формы.

По окончании трапезы солдат ложку мыл и хранил, в самом надежном месте, в сапоге.

Сапоги – кирзачи прошли трудный путь в своем применении и стали практичной и популярной обувью до сегодняшнего дня.

Материал подготовила старший научный сотрудник 

Старочеркасского музея-заповедника Мазур Л. И.