• 001.jpg
  • 020.jpg
  • 017.jpg
  • 002.jpg
  • 009.jpg
  • 040.jpg
  • 033.jpg
  • 007.jpg
  • 034.jpg
  • 036.jpg
  • 004.jpg
  • 003.jpg
  • 006.jpg
  • 008.jpg
  • 038.jpg
  • 041.jpg
  • 013.jpg
  • 032.jpg
  • 043.jpg
  • 016.jpg
  • 010.jpg
  • 005.jpg
  • 045.jpg
  • 044.jpg
  • 019.jpg
  • 035.jpg
  • 018.jpg
  • 012.jpg
  • 029.jpg
  • 028.jpg
  • 027.jpg
  • 042.jpg
  • 037.JPG
  • 014.jpg
  • 015.jpg
Логотип

Любимыми занятиями донцов была охота и рыбная ловля. Охоту называли гульбою, так как для казаков она была и развлечением, и добыванием «хлеба насущного».  В лесах и степях казаки добывали дичь  для продажи. К ним приезжали купцы, охотно брали мясо и шкуры диких зверей, битую птицу, яйца диких птиц. Взамен донцы получали хлеб, одежду, оружие.

Вторым «хлебом» для казаков была рыба. В дальних походах, сушеная и вяленая, она была основной пищей. Дон XVIII-XIX в.в. изобиловал рыбой. Во время нереста ее численность многократно увеличивалась, так как она приходила из Азовского моря для метания икры. После нереста, часть старой рыбы и молоди оседала в гирлах Дона, где был особенно хороший лов. 

 

 4442

 

Обилие рыбы в период Азовского осадного сидения 1637-1641 г.г. не дало казакам голодать. Когда же турки заняли в 1642 г. Азов и перегородили устье Дона огромными сетями, условия рыбной ловли для казаков резко ухудшились. Случилась «хлебная скудость», ибо не было рыбы, чтобы обменять ее у приезжих купцов на хлеб.

На Дону у большинства казаков было особо бережное отношение к рекам и к рыбным богатствам. Каждый имел право ловить рыбу в пределах своего юрта. В особенно рыбных местах лов  велся с соблюдением очереди. Для наблюдения за правильным ведением рыболовства в гирлах находился так называемый Калачинский караул, ниже которого запрещалось ловить рыбу любыми ловушками. Каждый рыбак должен был иметь от войсковой канцелярии билет, дающий право свободного промысла в дозволенных местах. Для наблюдения за рыбаками существовало два войсковых рыбных смотрителя, которые назначались войсковой канцелярией из старшин и имевших под своим началом вооруженную команду.  

 

 4443

 

Рыбные угодья охраняли и берегли, как свой дом.  На воде казак вел себя тихо, несуетно, боясь скверным словом «обидеть» реку-кормилицу. Нерадивые казаки, которые хищнически вылавливали рыбу, подвергались наказанию. Того, кто плевал в Дон, жестоко, «без милости били», а затем заставляли неделю отбивать по семьсот поклонов в день, стоя по колено в воде. 

Для того, чтобы не занести в реку губительную для пресноводных обитателей морскую живность предпринимали определенную «процедуру». Возвращаясь после рыбного промысла в Азове, казаки перед проходом в Дон вытаскивали баркасы на берег, просушивали их, «шкерили» - скребли борта - и заново смолили. Во время нереста молчали даже колокола  церквей.

 

 4447

 

Несмотря на то, что Дон в XVIII-XIX веках изобиловал рыбой, казаки следили за тем, чтобы рыба хищнически не вылавливалась. После схода большой воды мелкую рыбешку и мальков, оставшихся в музгах, переносили в Дон. В морозы рубили проруби, чтобы не допустить замора рыбы. По правилам донского рыболовства запрещалось ловить рыбу ценных пород менее пяти вершков (22 сантиметра длины). Для этого использовали только крупноячеистые сети.

 

 4448

 

В 1823 году в Войске Донском была учреждена рыболовная полиция, а в 1835 году для надзора за исполнением законов о рыболовстве была учреждена должность смотрителя «рыбных ловель».

В Дону ловились карпы, лещи, стерляди, судаки, головачи, окуни и прочая рыба. Иногда в казачьи сети попадались огромные осетры и белуги. В журнале путешествия Петра I из Москвы до Азова в 1699 г. читаем: «... его величество изволил подарить вице-адмиралу Крюйсу полбелуги: рыба так называемая, которую 488 человек три дня ели и такого хорошего вкуса, как свежая телятина». Особенно популярным было рыболовство в низовых станицах, где рыбная ловля не прекращалась круглый год. Рыбу ловили как для себя, так и на продажу.

 

 4449

 

Для собственного потребления, казаки ловили рыбу обычно в одиночку при помощи удочек, бредней, переметов, вентерей, сапеток. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором по тонкому льду и время от времени ударяя обухом по льду, после чего рыба всплывала брюхом кверху. Выходили на рыбную ловлю на каюках-лодках, долбленых из цельного ствола дерева, чаще всего вербы. Каюки казаки делали каждый сам для себя с помощью топора и различных тесел, которые ковались в станичной кузнице. Сеть сбрасывали в воду с кормы, а в носовой части складывали пойманную рыбу. Плохо приходилось неумелому казаку! Каюк мог перевернуться неожиданно, и выбраться из-под него было очень трудно (отсюда выражение «И пришел ему каюк»). Надо было обладать большим умением, чтобы управлять тяжелым и неустойчивым каюком, управляли им стоя на колене, одним веслом.

 

 4450

 

Орудия лова были  удильные, волоковые, заставные и накидные. 

Удочка и перемет относятся к удильным орудиям лова. Удочка состояла из удилища, обычно изготавливавшегося из тала, и лески. Леска крупно вилась из 6 или 8 белых конских волос. На одном конце лески прикреплялись два крючка средней величины и свинцовое грузило. Другая часть лески крепилась к удилищу.Перемет состоял из длинной бечевы, на которой на определенных расстояниях на волосяной или нитяной леске подвешивались крючки с приманкой. Переметы растягивались поперек водоема. Осмотр снасти осуществлялся с лодки.

 

 4451

 

Вентерь относится к заставным орудиям лова. Он плелся из крепких пеньковых ниток в виде большого мешка в форме конуса, натянутого на деревянные обручи. В середину вентеря ввязывали горла. Горла образовывали посередине вентеря узкое длинное отверстие, куда рыба могла свободно войти, но выйти не могла. Чтобы вентери не загораживали полностью ход рыбе, казаки оставляли  проход шириной в 20 сажень для  ее хода на нерест. Это одно из важнейших правил донского рыбоводства. Бредень относится к волоковым орудиям лова и представляет собой небольшую двуручную сеть с мешком (мотней) в центре, к которому приделаны короткие крылья, привязанные к палкам. За одну палку брался человек таким образом, чтобы палка стояла перпендикулярно ко дну реки. Второй рыбак с помощью другой палки натягивал бредень во всю длину, и тогда оба шли вдоль реки по течению и вытягивали бредень на берег. Бреднями ловили по вечерам или ночью. Сапетка – накидное орудие лова – плелась из краснотала (вербы) в виде цилиндрической корзины без дна. Лов с помощью сапетки осуществлялся на мелководье во время нереста рыбы путем накидывания сапетки на рыбу. Во времявесеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало водой, сети забрасывали прямо с крыльца куреня. А тарань, которая шла плотным косяком по поверхности воды, черпали ведрами.

 

 4452

 

С давних времен на Дону считается, что если на столе нет рыбы, то можно сказать, что на нем ничего нет. Блюдами, приготовленными из осетра, сазана, сома, гостей угощали в каждом доме. Не было ни одной семьи, где бы ни запасали рыбу впрок. По весне солили сельдь в кадушках и кастрюлях, а потом, «до картошки» и «под сто грамм», подавали ее на стол. 

Как и селедка, для казака был доступным и балык из осетра. Осетровые – самые древние и ценные рыбные породы. Белуга – «рыба царей», самая крупная рыба Дона. Иногда вес ее достигал 300-400 кг. Осетр и севрюга живут в море, но на нерест заходят в Дон. Пресноводная осетровая рыба, стерлядь, всю свою жизнь проводит в Дону. Это самая мелкая из всех осетровых. Икра у осетровых рыб черная.

Казаки солили осетрину и белужатину, черную икру, селедку «в залом» и делали балыки. В запасе семьи могло быть две-три бочки осетровой икры. Хозяйки считали, что на черной икре «хорошо поднимаются», то есть растут, дети и… утки: «вершок» — засохшую корочку икры из открытой бочки — отдавали на корм домашней птице.

Мелкая сухая рыбка — продукт довольно любопытный. Таранку и окуньков – «чикамасов» – молодежь лузгала на гулянках, как семечки. А еще мелочь развешивали гирляндами под самой крышей. Во время наводнений можно было в течение нескольких дней продержаться этими заготовками, сидя на чердаке. Если надо, ею могли даже топить печи, жечь вместо свечей.

«Весело с казаком, да сытней с рыбаком», – говорили в донских станицах девчата, обсуждая качества будущих мужей. А если парень при всех своих казачьих достоинствах был к тому же удачливым рыбаком, то лучшего жениха   и не надо было желать.

Тщательно, с огромной любовью и заботой, наши предки берегли свой Дон. Ласково они его называли Батюшка,  Кормилец, Дон Иванович. Именно такое отношение, позволяет нам  любоваться  живописной  красотой пологих и крутых берегов Дона, наслаждаться ароматами донских рыбных  блюд и просто отдыхом на берегу с удочкой. Изучение самобытной истории казачества, забытых традиций и обычаев способствует их возрождению, что является залогом успеха в воспитании бережного отношения к природным донским ресурсам.

Материал предоставила 

Полякова А.Н.,

зав. культурно-образовательным отделом

Старочеркасского музея-заповедника