• 029.jpg
  • 038.jpg
  • 028.jpg
  • 006.jpg
  • 008.jpg
  • 009.jpg
  • 036.jpg
  • 027.jpg
  • 040.jpg
  • 013.jpg
  • 043.jpg
  • 016.jpg
  • 012.jpg
  • 001.jpg
  • 033.jpg
  • 005.jpg
  • 002.jpg
  • 010.jpg
  • 003.jpg
  • 004.jpg
  • 014.jpg
  • 045.jpg
  • 044.jpg
  • 020.jpg
  • 037.JPG
  • 018.jpg
  • 041.jpg
  • 017.jpg
  • 019.jpg
  • 042.jpg
  • 034.jpg
  • 032.jpg
  • 007.jpg
  • 035.jpg
  • 015.jpg
Логотип

Поиск

Контакты

 

Владимир Высоцкий… Это имя знают сегодня все. Кто-то любит или не любит его стихи и песни, но так получилось, что именно Высоцкий, который при жизни не дождался официального признания, стал «пульсом», «голосом» нескольких поколений людей, чьей родиной был Советский Союз. «Поющий нерв эпохи», - так назвал Высоцкого поэт Евгений Евтушенко. А кто-то из критиков сказал, что наступит время, и мы будем изучать 70-е по творчеству Высоцкого.  

Народ не дарит свою любовь случайным людям. А Высоцкий навсегда стал по-настоящему народным, и для доказательства этого ему не нужно было иметь удостоверение. Достаточно песен и фактов биографии, такой же, как у многих в стране. 

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в роддоме на Третьей Мещанской улице. Раннее детство Володя провел в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской в доме №126. 

Именно там, в «доме на Первой Мещанской в конце…» жила семья Высоцких: отец - Семён Владимирович - уроженец Киева, военный связист и мать, Нина Максимовна – москвичка, переводчик с немецкого языка. 

Мы не так много знаем о раннем детстве Владимира. По воспоминаниям родных он рос очень занятным ребенком, рано начал говорить. К двум годам знал много стихов и читал их довольно выразительно… 

Сам же Высоцкий написал и спел об этом времени единственный раз – в «Балладе о детстве» (1975). В ней портрет поколения, отмеченного знаком 37 – го – 38-го годов, на которые пришелся пик сталинских репрессий, поколения, которое получило жизнь тогда, когда у других ее с легкостью отнимали...

Спасибо вам святители, что плюнули, да дунули,

Что вдруг мои родители зачать меня задумали,

В те времена укромные, теперь почти былинные,

Когда срока огромные брели в этапы длинные.

Их брали в ночь зачатия, а многих даже ранее,

А вот живет же братия - моя честна компания.

Ходу, думушки резвые, ходу, 

Слово, строченьки, милые, слово!

В первый раз получил я свободу

По указу от тридцать восьмого.

Знать бы мне, кто так долго мурыжил –

Отыгрался бы на подлеце,

Но родился и жил я и выжил,

Дом на Первой Мещанской в конце.

В июле 1941 (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Семен Владимирович ушел на фронт, Нине Максимовне пришлось оставить работу, а маленького Володю забрали из детского сада. Тогда на семейном совете было решено, что мальчику вместе с мамой в эвакуации будет куда спокойнее. Собирались в Казань, а пришлось вместе с детским садом парфюмерной фабрики «Свобода» ехать под уральский городок Бузулук. Сначала шесть суток в вагоне под бомбежками, потом на подводах до села Воронцовка, где мать с сыном разлучили. Нина Максимовна нашла жилье в одном из домов местных жителей, устроилась работать на спиртзавод приемщицей сырья. А Володю вместе с другими ребятишками поселили в помещении бывшего клуба, который переоборудовали под детский сад. Два деревенских года, две зимы с пятидесятиградусными морозами и жуткими ветрами провел он там. Только в 1943-году отец вызвал их с Ниной Максимовной в Москву.

К тому времени отношения родителей окончательно разладились. Отец уже был знаком со своей будущей второй женой Евгенией Степановной Лихалатовой и с фронта в 1945-м вернулся к ней - в Большой Каретный переулок. 

В том же 1945-м году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Нина Максимовна вспоминала, как выстроили всех первоклассников в зале и сделали перекличку. Вызывают: «Высоцкий Владимир». Он молчит. Мама подталкивает его вперед и слышит: «Но сказали: «Владимир», а я же - Вова...».

Проучиться в школе № 273 Владимиру довелось всего полтора года. В конце 1946 года отец получил назначение в группу советских войск в Германии. К этому важному событию было приурочено все остальное - развод родителей, новая женитьба Семена Владимировича. Нина Максимовна тоже пыталась устроить свою судьбу. Но, если отношения с мачехой у Володи сразу сложились, то с отчимом начались проблемы. И мальчик попросил отпустить его с отцом. 

Так, в 1947 году, он оказался в городе Эберсвальде, в Германии, где и прожил два года. По тем временам попавшие в Восточную Германию военные и члены их семей были, в общем-то, счастливчиками. Гвардии майор Высоцкий получил трехкомнатную квартиру - целый этаж двухэтажного домика, и у мальчика была своя, отдельная комната. 

Довольно оптимистично (и притом с полной откровенностью) извещал он маму о своем житье-бытье в письме от 6 февраля 1947 года: «Здравствуй, дорогая мамочка. Живу хорошо, ем чего хочу. Мне купили новый костюм. Мне устроили имянины, и у меня были 8 детей. Учусь играть на аккордеоне. Занимаюсь плохо, в классной тетради по письму у меня 5 двоек, учительницу я не слушаю, пишу грязно и с ошибками. Таблицу умножения забыл. Дома занимаюсь с тетей Женей и, поэтому в домашней тетради двоек нет. Папа меня за двойки и невнимательность ругает, говорит, что перестанет покупать подарки. Я тебе и папе обещаю учиться хорошо. Целую тебя. Вова». 

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошел в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья Высоцких живёт в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его знаменитой песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!». 

Там, на Большом Каретном, сложился круг друзей, которым он безоговорочно доверял и для которых пел первые свои песни. Сам Высоцкий говорил: «Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, даже стадионы и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей. Был такой Лева Кочерян, который успел снять всего одно кино, Андрей Тарковский, Вася Шукшин… этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них…».

Тогда же Высоцкий увлекся театром и с 1953 года стал посещать драмкружок в Доме учителя, а руководил им артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов. 

В 1955 году Владимир окончил школу и получил аттестат зрелости: пять пятерок (литература, естествознание, всеобщая история, география и Конституция СССР), остальные - четверки. Он заговорил было с родителями о поступлении в театральный, но не получил поддержки. Отец и дед настаивали на том, что нужно сначала приобрести надежную профессию, твердый заработок, а уже потом уже пускаться в мир грез.  

По школам рассылали пригласительные билеты на день открытых дверей. И Володя с лучшим другом Игорем Кохановским решили пойти туда, откуда придет самый красивый билет. На этом конкурсе красоты победил МИСИ - Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, куда друзья и поступили на механический факультет.  

Очень скоро Высоцкий понял, что учиться он здесь не сможет. Решение об уходе было принято еще в конце декабря. Но сообщить об этом Игорю Володя не решался. 

Сказал только в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год, которую друзья решили провести весьма своеобразно - подготовить чертежи к важному экзамену. Встретились, положили с разных сторон стола чертежные доски, и взялись за дело. Во втором часу ночи чертежи были готовы. 

Но когда Игорь увидел, что начертил друг, он не смог удержаться от смеха. А Высоцкий взял со стола банку с тушью (по другой версии с остатками заваренного кофе), и стал поливать её содержимым свой чертёж. «Хватит! В этом институте я больше не учусь! Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это - не моё…».  

Так был сделан самый важный выбор в жизни Владимира Высоцкого. В 1956 году он поступил на актёрское отделение Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, где и учился до 1960 года.

  Там, в институте, он впервые услышал выступление Булата Окуджавы, и понял, что «такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – усиливает поэзию. Делает ее более выразительной и доходчивой». Позже именно Окуджаву Высоцкий называл своим учителем.

Тогда же, на студенческом спектакле, Высоцкий увидел изящную, невысокого роста девушку с необычным запоминающимся именем – Изольда, или Иза, как называли её друзья. Она училась на третьем курсе, и никакого внимания на первокурсника Володю не обращала.   

«Шустрый, хулиганистый, немножко конопатый, влюбленный, как мне показалось, сразу во всех девушек», - вспоминает актриса. – «После выпускного спектакля нашего курса, когда у нас намечался банкет, этот мальчишка потащил меня гулять. Возмущение, искренний протест и главный козырь: «Я, между прочим, замужем!» - не помогли.

Роман был стремительным. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки. Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на  Первой Мещанской. 

Первоначально свадьба не планировалась пышной. На торжестве настоял отец Высоцкого, аргументируя тем, что люди вступают в брак раз и навсегда. Да и сам Владимир, придя с мальчишника, неожиданно признался: 

- Изуль, я всех пригласил!

- Кого всех?

 - А я не помню. 

В результате свадьба была очень многолюдной.

Семь лет они прожили вместе. Это были годы постоянных расставаний и счастливых встреч. Иза уехала работать в Киевский театр, а Володя остался в Москве. Но виделись они довольно часто – самолетом от Москвы до Киева лету немного. В один из таких приездов Высоцкий пробрался тайком на репетицию «Дяди Вани», где Иза играла Соню. Режиссер, который не выносил посторонних в зале, вдруг заметил незваного гостя в бельэтаже, и грозно спросил: «Кто там?». А оттуда ответ: «Пока – никто».  

В тот момент это было горькой правдой. После окончания школы-студии МХАТ Высоцкий был направлен на работу в театр  имени А.С.Пушкина, где у него практически не было ролей. И пошли срывы. В театре его недисциплинированность стала притчей во языцех. Но у него была заступница – великая актриса Фаина Раневская. Как-то стоя у доски объявлений и читая бесконечный перечень вынесенных В. С. Высоцкому выговоров, она растерянно спросила: «А кто же этот бедный мальчик?». Они познакомились и в дальнейшем, как только Владимира увольняли, а это происходило не один раз, Фаина Григорьевна брала его за руку, и вела к главному режиссеру. Видимо, она чувствовала в этом мальчишке, который в театре-то ничего не сделал, большой талант.

В 1961 году Иза уехала работать в Ростов-на-Дону, в тот же театр решил перейти и Высоцкий. Прислал документы и был даже назначен на роль в спектакле «Красные дьяволята». Но в это же время он получил приглашение сниматься в кинофильме «731-й просит посадку», где встретил Людмилу Абрамову.  

Узнав о новой любви мужа, Иза тут же рассталась с Володей. В дальнейшем она всегда относилась к Высоцкому по-дружески и сохранила в себе ощущение того, что ей невероятно повезло. «Мне есть что вспомнить, и я ни о чем не жалею», – пишет она в своих воспоминаниях.

Ни о чем не жалеет и вторая жена Высоцкого - Людмила Абрамова, Люся, как до сих пор называют ее друзья. 

 История их знакомства - сама похожа на кино-историю. А разве могло быть иначе у настоящего артиста и поэта? Вечер. Площадка у ресторана гостиницы. Изрядно выпивший и побитый мужчина просит незнакомую девушку одолжить ему денег. Он выпил, подрался с компанией командированных, сидевшей в зале, перебил много посуды… И теперь ему нечем расплатиться с администратором. Высоцкому угрожают милицией. Он с мольбой обращает глаза на девушку, но у нее таких денег тоже нет. И тогда Людмила… снимает с пальца подарок бабушки - старинное кольцо с аметистом и отдает его Володе. Он клятвенно обещает выкупить кольцо у администратора и вернуть его. А потом идет за девушкой в её номер гостиницы с гитарой – благодарить. Показать, что он не просто скандалист ресторанный. Сначала пел песни свои и чужие. А потом предложил: «Выходите за меня замуж!». Наутро они подбежали к одному трамваю, молча доехали до одной остановки, вошли в ворота «Ленфильма», поднялись на один этаж и вошли в одну съемочную группу. Вот такая встреча,такая судьба!  

 «Мамочка, познакомься, это – Люся Абрамова, и посмотри, какая она красивая...». Так Володя представил Люсю своей матери. Жили, не расписываясь, между двух домов – Люсиных родителей и Володиной мамы. В 1962 и 1964 годах у них родились сыновья Аркадий и Никита. Только летом 1965 года Высоцкий зарегистрировал свой брак с Люсей. 

Семь, пожалуй, самых трудных и самых плодотворных творческих лет она была его женой. И любовь, и бедность, и зарождающаяся известность, и страшная пагубная болезнь - все это в ее памяти.

 «...Володя мне однажды сказал, что я никогда не относилась к нему, как к мужу, а относилась, как к старшему сыну. Это, конечно, не совсем правда, но что-то в этом есть, сейчас с поправкой на мои годы - я старше Володи. И отношусь к нему как к младшему. Мои дети уже взрослые мужчины. Скоро они станут Володиными ровесниками, и я их не разделяю. Я их люблю одним сортом любви. И в этом моя ошибка, но в этом и правда». 

Людмила и Владимир расстались в 1968 году.   

Автор и исполнительница своих песен Вероника Долина написала когда-то песню о Людмиле Абрамовой.

В 60-е годы изменилась не только личная, но и актерская судьба Высоцкого. До этого ему не везло с театрами или театрам не везло с ним. Он оставил Театр Пушкина, Театр миниатюр, даже «Современник». В его трудовой книжке появилась запись: «За систематическое нарушение трудовой дисциплины...».

И вот в начале 1964-го года в театральной жизни столицы произошло небольшое изменение. В название не очень популярного у москвичей, отдаленного (по тогдашним понятиям) от центра города, ничем не прославленного Театра драмы и комедии было добавлено два слова - «на Таганке», а главным режиссером театра стал Юрий Петрович Любимов.

В Театр на Таганке Высоцкий поступил осенью того же 1964-го года, и это было великим счастьем. Он, наконец, нашел себя, своего режиссера, свой театральный дом. Здесь он состоялся и как актер, и как исполнитель своих песен, и как поэт. Здесь сыграно более 20 ролей: Галилей, Хлопуша, Лопахин, Свидригайлов и, конечно, Гамлет. 

Премьера «Гамлета» состоялась на Таганке 19 ноября 1971 года... Джинсы и вязаные свитера актеров, тяжелый шерстяной занавес, который двигался как живое существо, а в центре всего был Высоцкий. Он сидел на полу у задней стены ярко освещенной сцены, весь в черном; в руках у него была гитара. Так сразу определилась сущность нового Гамлета. Он – современник тех, кто сидит в зрительном зале, человек XX века. С этой гитарой Высоцкий выходил потом к мечу-микрофону, чтобы прочитать-пропеть стихотворение Пастернака о Гамлете и о самом себе. 

В ту пору  Высоцкий уже был женат на Марине Влади. История их любви давно стала красивой легендой. 

Еще в юности он увидел в кинотеатре французский фильм «Колдунья» по повести Куприна «Олеся». Исполнительница главной роли просто покорила его.

И вот встреча в июле 1967 года. Марина приехала на первый Московский кинофестиваль. В один из вечеров гостей, среди которых была и она, пригласили на Таганку. После спектакля в ресторане Марина Влади и Высоцкий оказались в одной компании. 

Владимир долго и восхищенно рассматривал Марину, а потом тихо произнес: «Наконец-то я встретил вас. Я хотел бы уйти отсюда и петь только для вас». Позже в гостях  Высоцкий признается ей в любви. От волнения она не успеет подобрать слова для отказа на предложение «увидеться завтра». 

Начались звонки в Париж, стихи и тайные свидания. Вот как вспоминает об этом времени в своей книге Марина Влади: «Нам обоим нет и тридцати. Я разведена, ты разводишься. Впереди – целая жизнь!». 

13 января 1970 года в небольшой квартирке, снятой накануне и за один день превращенной Мариной в уютное жилище, состоялась их свадьба. На следующий день молодожены отправились на теплоходе в Грузию в свадебное путешествие. Это были их лучшие дни. 

maxresdefault

Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ.

Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.

Дальше начались будни. У Марины и Высоцкого всегда было очень мало времени, чтобы быть вместе, ведь он - в Москве, а она - в Париже. Остаются нечастые поездки друг к другу и звонки по телефону. Об этом знаменитая песня «07».  

23 июля 1980 года телефонистки последний раз соединили Марину и Владимира. Он сообщил, что взял билет на самолет и 29 июля будет в Париже. Но 25 июля незнакомый голос по телефону сообщил Марине, что Владимир умер.

Мне меньше полувека - сорок с лишним,

Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед ним...

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Может быть поэтому, сообщений о его смерти в советских средствах массовой информации практически не было. Небольшое сообщение в «Советской культуре» и крошечный некролог в «Вечерней Москве», за который был снят с должности главный редактор газеты. Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». 

Похороны были назначены на будний день. Но у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа. Очередь тех, кто хотел попрощаться с Высоцким, растянулась на пять километров вдоль набережной реки Яузы. Из окон звучали его песни, которые собравшиеся знали наизусть. А ведь ни один из его текстов не был на тот момент напечатан! Когда стало понятно, что всех в театр не пустят, люди стали просить стоящих впереди передать цветы туда. Река живых цветов - это было воистину потрясающее зрелище. Марина Влади уже в автобусе, направлявшемся в сторону Ваганьковского кладбища, сказала: «Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..». 

Власти боялись беспорядков, но, несмотря на огромную толпу, давки не было. Только один раз, когда стали снимать его портрет, который висел в окне второго этажа, раздались крики «Позор» и портрет вернули.

Уже вечером во время спектакля «Мастер и Маргарита», который не разрешили перенести, в сцене «оплакивания Христа» в зале то и дело слышались рыдания...  

Назначенный на 29 июля «Гамлет» отменили, но ни один человек не сдал назад билет, каждый сохранил его у себя как реликвию. 

После похорон по всему Советскому Союзу разошлись тексты стихов и песен, написанных посвященных Высоцкому. Их перепечатывали на пишущих машинках, переписывали от руки, переплетали тонкие листочки, чтобы не порвались и передавали читать только тем, кому доверяли. Среди них были и строчки, написанные Булатом Окуджавой. 

Булат Окуджава. О ВОЛОДЕ ВЫСОЦКОМ 

О Володе Высоцком я песню придумать решил:

вот еще одному не вернуться домой из похода.

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

отправляться и нам по следам по его по горячим.

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...

Белый аист московский на белое небо взлетел,

черный аист московский на черную землю спустился.

1980

После смерти Владимира Высоцкого в театр со всей страны стали приходить телеграммы. Вот только некоторые из них: «Не верю. Подтвердите», «Очень обидно. Не хочется верить», «Потрясен. Очень стало пусто», «Мы все осиротели». И еще одна: «Плачем вместе с вами. Берегите его наследие».

А беречь было что. Ведь после Высоцкого осталось около 30 фильмов, в которых он снимался. И самый известный – «Место встречи изменить нельзя».

Остались рукописи со сценариями и прозой.  Но самое главное – остались его стихи и песни. 

За свою жизнь Владимир Высоцкий написал 600 песен и более 100 стихотворений, и, хотя многие песни были запрещены, ему удалось выступить с более чем 1000 концертами в большинстве городов России, в США, Болгарии, Франции, Канаде. 

Сам Высоцкий писал: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну - театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую - только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущую простоту этих вещей - можете поверить мне на слово - я занимаюсь этим давно, - песни требуют колоссальной отделки и шлифовки, чтобы добиться в них вот такого, будто бы разговорного тона. Я должен вам сказать, что песня для меня - никакое не хобби, нет!».

Официальным властям не нравилось творчество «неподцензурного» поэта, и при его жизни вышло лишь шесть пластинок, первая, гибкая, с песнями из фильма «Вертикаль», - в 1968 году. 

Зато магнитофонные записи его концертов расходились по всей стране. Многие его песни знало практически всё население СССР.

Нет, наверно, тем, которые бы Высоцкий не затронул в своём творчестве. Он пел о повседневной жизни и о войне, о жизни рабочих, о любви и судьбах народов. Исполнение песен «от первого лица», искренность создавало у слушателей впечатление, что Высоцкий пережил все, о чем пел, хотя часть историй, рассказанных в песнях, была придумана автором.

Наверное, самой главной темой в песнях Высоцкого стала Великая Отечественная война. Почему человек, почти не знавший что такое война (по ее окончании поэту было всего 7 лет), так проникся этой темой? Сам поэт говорил: «Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю... У меня военная семья... Отец у меня – военный связист, прошел всю войну... У нашей семьи было много друзей-военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал… Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и, поэтому про них всегда интересно писать. Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти». 

Были у Высоцкого и песни на политические темы (часто с сатирической нотой) или даже песни с резкой критикой существующего строя и положения дел. Особенно знаменита песня «Охота на волков», которая была написана Высоцким в 1968 году во время съемок кинофильма «Хозяин тайги». В ней он поет о травле  инакомыслящих, о несвободе поэта в пору застоя, о несвободе человека вообще и даже о его праве на жизнь, о своем несогласии с правилами, установленными «охотниками».

 VYSOZKIJOHOTANAVOLKOV

И, конечно, Высоцкий – один из самых ярких и страстных певцов вечной человеческой темы - любви. Любовная лирика Высоцкого - это цветущие поля, серебряные родники, заросли мокрой от росы сирени, лебединые высоты, доступные лишь избранным.  

Целый том стихов и песен «О любви!» посвящен этой прекрасной теме.

Много песен у Высоцкого и о дружбе, о проверке  настоящего друга в критической ситуации. 

Если друг оказался вдруг

        И не друг, и не враг, а - так,

        Если сразу не разберешь,

        Плох он или хорош,-

        Парня в горы тяни - рискни!

       Не бросай одного его,

       Пусть он в связке в одной с тобой -

       Там поймешь, кто такой.

«Песню о друге» Высоцкий написал на съемках фильма «Вертикаль». Но горы остались его любовью и после того, как он вернулся в Москву. 

«...Атмосфера в горах, особенно среди альпинистов, совсем другая, чем на равнине. Существует какая-то свобода выбора пути – как идти? Свобода выбора людей, с которыми идти. Понимаете? Никто не остановит, милиция не скажет: «Здесь нельзя переходить – красный свет», – врач не запретит, семья не будет удерживать, что опасно, и так далее. Все зависит от тебя. Ты, природа и твои друзья – больше никого нет. Слово «дружба» там, в горах, сохранилось в первозданном смысле. Наверное, в других местах тоже, но в горах – особенно. Это не название кафе, или клуба, или стенгазеты. Здесь это слово действительно то, что и должно из себя представлять. Иначе невозможно. Ты с ним в одной связке идешь, и все у него зависит от тебя, а у тебя – от него», писал В. Высоцкий.

 «К вершине», «Горная лирическая», «Ты идёшь по кромке ледника», «Скалолазка», «Прощание с горами», «Песня о друге» - все эти песни посвящены горам.

original

        В суету городов и в потоки машин

        Возвращаемся мы — просто некуда деться.

       И спускаемся вниз с покоренных вершин,

       Оставляя в горах свое сердце.

    

Официальное признание пришло к поэту Владимиру Высоцкому лишь после смерти. Первое отечественное издание  его стихов - сборник «Нерв», подготовленный к печати Робертом Рождественским, вышел в свет в 1981 году.

Позже в 1986 году Высоцкому было присвоено звание «Заслуженного артиста РСФСР», а в 1987 году присуждена Государственная премия СССР за роль Глеба Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя». 

После этого о Высоцком стали снимать фильмы, издавать многочисленные монографии и статьи, мемуары и сборники. В Москве был создан Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого. Были организованы международный и всероссийский фестивали авторской песни имени Высоцкого. 

В честь поэта даже назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij). 

 Во многих городах России, в том числе в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, а также за рубежом ему установлены памятники. 

А на Ваганьковском кладбище у могилы Высоцкого всегда много цветов. Снова, как много лет назад, здесь собираются люди разных поколений и национальностей, те, кто помнит и любит Владимира Семеновича.  

И снова звучит его хриплый голос, голос, который продолжает жить...